5 психологических теорий о напрасных тратах

Image 22.05.2019

У вас бывало такое, что из-за сильного голода, который хотелось утолить немедленно, Вы ели вредную...

Итак, сразу же начнём с перечисления.

1. Желание быстрой небольшой выгоды

У вас бывало такое, что из-за сильного голода, который хотелось утолить немедленно, Вы ели вредную, возможно, даже нелюбимую еду в каком-нибудь сомнительном месте? Или, например, пили лишний бокал алкоголя, осознавая, что завтра можете об этом пожалеть? Природа обоих подобных решений примерно одинакова. Калифорнийский психолог Карла Мари Мэнли называет это «дисконтированием будущей награды». По сути, это простое желание как можно более скорой выгоды, пусть даже и небольшой. Пусть даже в ущерб возможной большей выгоде, но в будущем. Данное понятие встречается и в экономике как «гиперболическое дисконтирование».

Такой тип мышления — причина, из-за чего покупатели готовы тратить деньги, которые без проблем можно было и не тратить на покупки под воздействием своеобразного импульса. В выигрышном положении оказываются люди, умеющие анализировать, находить плюсы и минусы, взвешивать возможные риски. Неумение остановиться и желание получить моментальную выгоду, как правило, приводит к обратному — к убыткам, а в запущенных случаях и к кредитам. Много тратите? Если необходим кредит студентам, тогда оформляйте кредит на выгодных условиях.

2. Принцип дефицита

Это понятие подразумевает экономическую теорию, объясняющую, как соотносятся спрос и предложение. В психологии понятие принципа дефицита также существует, но означает то, что чем сложнее получить какую-то вещь, тем больше её хочется. Это своего рода аналог запретного плода, когда чем труднее достать что-то, тем больше его хочется.

Боясь лишиться возможности приобрести что-то в будущем (даже если покупателю оно абсолютно не нужно), некоторые люди готовы брать это немедленно. Даже по неадекватной цене.

Яркий пример: ярлык «предложение ограничено» или информация о том, что в наличии всего несколько единиц указанного товара. Это не вынуждает вас брать товар немедленно, но может внести серьёзные коррективы в планы шоппинга, заставив произвести лишние траты. При этом такая информация далеко не всегда соответствует действительности.

3. Безвозвратные издержки

Данный термин присутствует и в экономике. Там он означает такие траты, которые субъект экономических взаимоотношений (физическое или юридическое лицо) уже осуществил без возможности возврата. Так как ресурсы уже израсходованы, к будущим решениям они отношения не имеют.

В повседневной жизни такое тоже бывает. Именно прошлые расходы, которые уже нельзя вернуть, становятся причиной неразумных решений, возможно, новых расходов. В пример можно привести покупку абонемента, допустим, в бассейн. Его стоимость — это стоимость вступительного взноса и платежей, осуществляемых каждый месяц. Допустим, человек начал ходить туда пару месяцев назад, и он бы рад уже перестать, но не сделает этого, поскольку деньги уже заплачены, и никто их ему не вернёт.

В аналогичную ситуацию попадают люди, пришедшие в торговый центр. Уйти оттуда с пустыми руками — значит зря потратить своё время, по их мнению. А значит, нужно взять хоть что-то, лишь бы время было потрачено не зря. Вот только в таком случае напрасно тратятся ещё и деньги.

4. Принцип якоря

Ещё один принцип, благодаря которому люди готовы тратить больше. Суть его крайне проста: допустим, цена на товар в обычные дни равна 100 у.е. Но в день распродажи она снижается до 50 у.е. — в два раза. Расчёт на то, что покупатель все ещё будет привязан к старой цене, приобретая товар, как он считает, с двойной выгодой. Он будет думать о том, что сэкономил 50 у.е., а не потратил столько же. При этом реальная цена товара может не составлять даже 50 у.е., а первоначальная цена в 100 у.е. могла быть выставлена умышленно для того, чтобы потом «обрушить» её. Именно привязка к старой цене является тем самым якорем.

5. Влияние группы

Порой нахождение в группе — хорошее явление, которое влечёт за собой увеличение продуктивности. К примеру, именно в группе некоторые из нас способны выкладываться на полную — бежать быстрее, думать креативнее, работать эффективнее.

В вопросах, связанных с деньгами, можно наблюдать ровно противоположную ситуацию. Например, на аукционах именно конкуренция и желание «ради принципа» выхватить какой-то товар (возможно, совершенно ненужный) заставляет людей не просто зря тратиться, но и иногда откровенно переплачивать.

Чтобы избежать этого, всегда обдумывайте соотношение цены и качества товара, степень его необходимости, как в целом, так и на данный момент. Если другие люди отвлекают вас от этого, совершайте покупки в одиночестве.



Все статьи Оформить кредит
Рейтинг 5 / 5
от 1 голосов.
ООО "КВИК МАНИ", Код ЕГРПОУ 40849234
Р/c 26003052651689 в ПАТ "ПРИВАТБАНК", МФО 320649
093 564 0101
095 564 0101
097 564 0101